Экскурсоводы выставки Гохрана России «Рукотворная связь времён. Искусство ювелиров России» поделились своими впечатлениями о работе на выставке.
Ольга Ильина: Экскурсоводы отметили для себя большое преимущество во взаимодействии с мастерами. Работая на постоянно действующей экспозиции Гохрана, выставке «Алмазный фонд» в Московском Кремле, сотрудники рассказывают лишь о талантах прошлого – мастерах XVIII, XIX и XX веков, не зная, о чём думали авторы, создавая тот или иной шедевр. Здесь же – прекрасная возможность приоткрыть завесу тайны самого процесса творения, углубить свои знания в профессиональном плане, непосредственно контактируя с творцом. В рамках экскурсии в «Алмазном фонде» гости нередко спрашивают о том, что же делают ювелиры в наше время. Эта выставка была счастливым шансом для тех, кто живо интересуется искусством и стремится познавать новое. Экскурсоводы могли направить заинтересованных в Исторический музей на выставку Гохрана для того, чтобы те удовлетворили свой неподдельный интерес. Об этом говорят многочисленные, и, стоит добавить, восторженные отклики гостей в книге отзывов.
Александра Юрченко: Проект Гохрана России получился ярким, живым, богатым на впечатления и эмоции. Здесь спорили в поисках истины, смеялись, разгадывая остроумные загадки мастеров, воплощённые в произведениях, плакали от чувства гордости за отечество, которое взращивает блестящие таланты, достойных продолжателей дела великих мастеров прошлого.
Гости выставки неоднократно отмечали, какое счастье – иметь возможность погрузиться в этот удивительный, красивый и разнообразный мир искусства и высокого мастерства. Это способ забыть хоть на несколько часов о повседневных заботах и проблемах. Выставка «Рукотворная связь времён» оказалась не только островком морального и эмоционального отдохновения, интеллектуального обогащения, но и местом познания себя, поиска вдохновения, новых идей, знаний, открытий, мотивации. Профессионалов и любителей, мастеров и их ценителей, взрослых и детей – никого выставка не отпускала от себя равнодушным.
Александра Сосименко: Многие посетители приходили на выставку много раз, объясняя это тем, что хочется насладиться каждой работой. И действительно, каждое произведение притягивало к себе внимание, и хотелось разглядывать его мельчайшие подробности, сложные техники и любоваться разнообразием цветов камней и эмали.
Экспозиция выставки была организована таким образом, что зрители буквально путешествовали по разным эпохам и странам. То они оказывались в мире «Хозяйки Медной горы» и уральских самоцветов, то в XIX веке на фирме Карла Фаберже, а то и вовсе устремлялись в будущее, любуясь ювелирными изделиями из титана, голограммами, авторским холодным оружием.
Валерия Романова: Центральную часть экспозиции заняли работы участников и победителей ювелирного конкурса Гохрана «Россия. XXI век»: разнообразие номинаций, техник, сюжетов, материалов неизменно поражали гостей выставки.
Ольга Ильина: Немаловажно, что главная тема выставки – рукотворная связь времён, – прослеживалась в работах многих ювелиров. Посетители имели уникальную возможность убедиться в этой связи, ознакомившись с работами мастеров ушедших эпох из фондов Гохрана России, представленных в исторической части экспозиции, которая, безусловно, находилась в центре внимания.
Валерия Романова: Поразили посетителей прообразы современных солнцезащитных очков от якутской мастерицы Варвары Соловьёвой – «очки снеговые». Это произведение из набора утилитарных предметов «KYLYM» вызывало немало догадок о его назначении, многие искали внутри стёкла и пытались найти место раскрытия очков. Каково же было удивление гостей, когда они узнавали, что этот предмет до сих пор используется в северных районах Якутии. Подобные очки защищают глаза от любых природных повреждений и помогают тренировать зрачок для коррекции зрения.
Александра Сосименко: На вопрос «из чего создано кольцо» каждый предлагал свою версию «материала», но, когда гости узнавали из чего панорама на самом деле сделана, их восторг был нескрываем.
Александра Сосименко: Каждый находил в экспозиции что-то «по душе». Особенно запомнились маленькие посетители, которые не только не скучали на выставке, но и активно участвовали в процессе «изучения» шедевров. Так, ученицы 4 класса Катя и Даша, вооружившись цветными карандашами, делали эскизы с работ мастеров и пообещали стать в будущем ювелирами, чтобы участвовать в подобных выставках. А одна из юных посетительниц выставки, которая пришла с мамой, познакомившись с ювелирным искусством, решила поступать в профильный колледж и спрашивала подробно про образование в этой сфере. Юный Саша задавал очень много вопросов относительно авторского холодного оружия, сообщив, что его увлекает мир фантастики.
Проект получился очень семейным. Многие авторы приходили со своими детьми. Сын Дмитрия Котляревского, увидев в витрине его работу, кольцо "Волшебный мир", спросил папу "А ты всё тут сделал?".
Книга отзывов навсегда сохранит в себе и детские рисунки, и трогательные слова, "кому что больше понравилось", написанные ещё не окрепшей рукой. Для малышей у нас всегда были карандаши, бумага для творчества, распечатанные раскраски. Пока родители наслаждались осмотром экспозиции, маленькие художники вносили свой вклад в жизнь выставки, из чего сложилась целая коллекция чудесных детских работ.
Александра Юрченко: Ученики 9 и 10 классов школы города Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа посетили выставку с особой целью: они получили задание от педагога – выбрать понравившийся шедевр на экспозиции, внимательно изучить и составить его научное описание. С неподдельным интересом и рвением молодые специалисты взялись за дело, в чём им активно помогали экскурсоводы.
Органично вписался в современные реалии макет уличных часов «QR-Clock» ювелира Рустама Юнисова. Призёр в номинации «Отражение сегодняшнего времени в произведениях ювелирного искусства» тонко уловил актуальность, злободневность темы. Так совпало, что за пять месяцев работы выставки QR-код, этот уже привычный атрибут современности, успел показать себя не только как удобный способ передачи информации с помощью символов, но и как непреклонный страж на поприще общественного здоровья. В связи с этим интересно было наблюдать за сменой настроения гостей экспозиции в отношении как QR-кода, так и самой работы.
Ольга Ильина: Одной из самых ярких частей выставки стал раздел, посвящённый камнерезному искусству.
Многих посетителей, побывавших на выставке, не оставило равнодушным мастерство камнерезов из Башкортостана, продолжающих традиции флорентийской мозаики.
Валерия Романова: Удивительная энергия мастера завлекала гостей, едва Муса начинал свой рассказ о ходе работы.
Валерия Романова: В разделе оружейного искусства одним из самых интересных экспонатов стал меч «Хранитель», ведь создала его девушка-оружейница Надежда Жукова! Когда мастер общалась с гостями выставки, посетители были поражены тому, как в ней сочетаются женственность и нелёгкое занятие кузнечным делом.
Ольга Ильина: Ультрареалистичные полноцветные голограммы, представленные на выставке, для многих оказались откровением. Однако, даже узнав полную историю создания этих поистине технологических шедевров, гостям всё равно не удавалось до конца поверить в то, что прогресс уже достиг подобных высот.
Валерия Романова: Один из посетителей подошёл к экскурсоводу и воскликнул: «Это не могут быть голограммы, посмотрите, я вижу настоящий колокольчик! Не верю своим глазам! Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как они создаются!». Так посетители узнавали об уникальной разработке Гохрана России и петербургского Национального исследовательского института ИТМО.
Многие гости выставки «Рукотворная связь времён» выражали свою благодарность Гохрану России за возможность личного общения с авторами, координатором выставки С.А. Карчевской и экскурсоводами выставки «Алмазный фонд», за шанс стать участниками образовательной программы и более глубоко погрузиться в мир ювелирного, оружейного, камнерезного искусства. Непрестанный интерес посетителей послужил убедительной причиной продления выставки и, как свидетельствует книга отзывов, многие посетители желают «продолжения работы в этом направлении и поиске новых талантливых ювелиров и мастеров России».