ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АЛМАЗНОГО ФОНДА

Они создавали произведения высокого ювелирного искусства, ныне демонстрируемые на выставке.
 
Алмазный фонд — это уникальное собрание памятников истории, произведений ювелирного искусства, редких образцов драгоценных камней, самородков благородных металлов. Это одна из немногих сокровищниц в мире, хранящих коронные ценности. История его создания начинается с указа Петра I (1719), согласно которому для особого хранения «принадлежащих государству вещей» выделилось специальное помещение, получившее позднее название Бриллиантовой комнаты. Здесь сосредоточились государственные регалии, орденские знаки, парадные ювелирные украшения. Члены императорской семьи надевали их в торжественных случаях. На протяжении всего правления дома Романовых сокровищница пополнялась драгоценностями. Множество разнообразных предметов и ювелирных изделий, обильно украшенных драгоценными камнями, было выполнено в этот период. Пышность и великолепие отличал русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Они создавали произведения высокого ювелирного искусства, ныне демонстрируемые на выставке.
Нагрудный знак с портретом Петра I.

Первая половина XVIII века

 

Уникальное собрание шедевров ювелирного искусства XVIII-XX вв., драгоценных камней, орденских знаков, самородков золота и платины тесно связаны с историей Российского государства.

Официальное формирование коллекции началось в первой половине XVIII столетия, когда император Петр I решил создать Государственное хранилище коронных ценностей. В 1719 г. было организовано специальное ведомство Камер-коллегия, которое в своем Регламенте (уставе) точно перечислило существовавшие тогда регалии и установило порядок их хранения.

Мысль Петра I о символах власти, имеющих государственное значение, была позднее распространена и на другие ценности. Устав и штат камерального отделения, ведавшего коронными бриллиантами, менялся с каждым правлением.

Бант-склаваж. Мастер Л. Пфистерер. 1764 г.

Вторая половина XVIII-XIX век

 

Коронные ценности хранились в специально охраняемом помещении – Кабинете или Комнате Его или Ее Императорского Величества, которое также называли Бриллиантовой или Алмазной комнатой.

В правление Екатерины II, в 1764 г., под Бриллиантовую комнату переделали парадную опочивальню императрицы. Современники писали о ней, как о самом богатом кабинете драгоценностей. Интерьер создал архитектор Ю.М.Фельтен.

Государственная комиссия под управлением академика А.Е.Ферсмана занимается аттестацией коронных ценностей.

Первая половина XX века

 

В начале первой мировой войны с приближением фронта к Санкт-Петербургу императорские регалии, коронные ценности, родословная книга Российского Императорского Дома, завещания членов императорской фамилии были эвакуированы в Московский Кремль и размещены в Коронном зале Оружейной палаты.

Эвакуация проводилась спешно, но с невероятно бережным отношением к перевозимым ценностям. В сундуках находилась Опись 1898 г. с переоценкой каждого предмета. Этот документ послужил основой для последующего изучения и публикаций коллекции.

Диадема «Русская красавица».

Вторая половина XX века – начало XXI века

 

Пятидесятые годы открыли новую страницу в освоении недр страны. В 1954 г. геолог из Ленинграда Л.А.Попугаева обнаружила первую алмазную кимберлитовую трубку «Зарница», в 1955 г. была открыта трубка «Мир» - одно из самых крупных месторождений Якутии. Собрание Гохрана пополнил ряд крупных отечественных алмазов, затем работы современных ювелиров. Кроме того, в Алмазном фонде хранится уникальное собрание самородков золота и платины, в том числе знаменитая Минералогическая коллекция Екатерины II.

К 50-летию Советского государства, 2 ноября 1967 г., в здании оружейной палаты открылась Временная экспозиция выставки Алмазного фонда. Коллекцию было решено показать гостям, приехавшим в Москву на праздничные мероприятия. Предполагалось, что уникальные экспонаты будут демонстрироваться в течение года, а затем вернутся на хранение в Гохран, но выставка стала столь крупным событием в культурной жизни страны и всего мира, что Особым постановлением Правительства было принято решение преобразовать ее в постоянно действующую.