Гохран России отмечает 50-летие выставки «Алмазного фонда» рядом событий, первым из которых стало открытие выставки «Рукотворная связь времен». Семь российских авторов представили 50 современных ювелирных произведений, отобранных или созданных непосредственно к открытию выставки.
Своеобразная «выставка на выставке» ставит своей задачей
показать посетителям, что объединяет мастеров прошлого с современным
авторством. Церемония открытия началась со вступительного слова Руководителя
Гохрана России, А.В. Юрина: «В состав Государственного фонда драгоценных
металлов и драгоценных камней России входит выставка «Алмазный фонд». Сегодня
эти стены принимают ювелиров, которые жили не в XVIII-XIX веках, а тех, кто
живет и работает сейчас. Идея выставки, приуроченной к 50-летию Алмазного
фонда, состоит из двух компонентов. Во-первых, нам хотелось помочь широкому
кругу посетителей выставки «Алмазный фонд», на которой экспонируются лучшие
образцы получивших мировое признание российских мастеров прошлого,
познакомиться с выдающимися работами современных российских ювелиров,
мастерством которых Россия может сегодня гордиться. Во-вторых, нам хотелось
предоставить возможность ювелирам рассказать о себе, освежив экспозицию
выставки современными работами».
Руководитель Гильдии ювелиров России и семейного бренда Gevorgian,
основанного в 2006 году на базе крупнейшего в Европе ювелирного завода «Эстет»,
Гагик Гургенович Геворкян сказал, что многие из ювелиров Гильдии
выставляются сегодня в этих витринах. Он поблагодарил Гохран России за
организацию уникальной выставки в масштабе музейной экспозиции «Алмазного
фонда», представляющей историческое ювелирное наследие в одном пространстве с
работами современных мастеров. «Это очень большой шаг вперед, - считает
Г.Г. Геворкян. - Десятки тысяч людей увидят эти изделия и узнают эти имена
всего за несколько месяцев работы выставки. В соседнем зале выставлены шедевры
коллекции Алмазного фонда, которые носили представители императорской фамилии,
государственные деятели России. Такое место нас ко многому обязывает. Мое
пожелание молодым авторам будет простым. Нужно любить свою профессию и
гордиться этим».
Петербургский ювелир Донцов Алексей Николаевич, мастер-эмальер высшей
квалификации, обладатель Гран-при конкурса ювелирного искусства Гохрана
России в 2016 году и лауреат многих ювелирных премий, начал свое выступление с
воспоминания о своем первом посещении «Алмазного фонда».
«В Алмазном фонде я оказался впервые в 1971 году. С тех пор мало что
изменилось, интерьеры остались прежними. И все же кое-что изменилось. Я –
художник, а для художника важен свет. Раньше изделия Алмазного фонда были
освещены ртутными лампами, которые искажали природные цвета камней. Теперь
совершенно другая картина, камни заиграли с удивительной силой. И, конечно,
благодарю за возможность участвовать в исторической выставке. Хочется пожелать
молодым людям, которые хотят посвятить или уже посвящают себя ювелирному
творчеству, оставаться собой, не думать в первую очередь о выгоде. Творчество -
это дар, который должен быть помножен на труд. Сегодня в витринах выставлены
вещи, в которых, по моему мнению, 10% таланта и 90% ручного труда».
Жукова Елена Николаевна, единственная женщина-ювелир, работающая в
редкой технике ручного кольчужного плетения из драгоценных металлов,
конструктор замков, более 10 лет руководит Творческой ювелирной мастерской
«Bathory». В своем выступлении она отметила:
«Я все время нахожусь в постоянном поиске идей, чтобы
воплотить их в металле. Меня вдохновляет родной край – Костромская область. Мои
изделия изготавливаются исключительно вручную, многие из них, например, колье
из серебра кольчужного плетения с горячей эмалью и драгоценными камнями сделано
в единственном экземпляре. Его также можно носить как головной убор, наподобие
диадемы, на манер XIX века, когда подобные колье носились по настроению. В
своих работах я также стараюсь соединять древнее искусство и современные
приемы. Серьги «Жар-птицы» были изготовлены непосредственно к открытию
выставки. Я была очень счастлива, когда получила предложение участвовать в
конкурсе ювелирного искусства, а затем и в этой выставке».
Михайлов Андрей Николаевич, один из немногих мастеров в
мире, работающих с титаном на высоком уровне и победитель конкурса 2016
года в номинации «Использование нетрадиционных материалов в авторских
работах».
«Я признателен Вам за возможность выставить свои изделия
здесь, в Кремле, в Алмазном фонде. В своих работах я использую титан, который
позволяет мне максимально раскрыть мой художественный замысел в каждой вещи. В
60-х годах прошлого столетия на 1-й Международной конференции по титану он был
признан инновационным металлом ХХI века. Этот металл не похож ни на один
другой. С одной стороны, он мягкий и удобный в работе, с другой – настолько
твердый, что чаще из него делают ракеты и бронежилеты. Я благодарю зрителей
за то, что вы его признали и оцениваете мои работы наравне с изделиями из
драгоценных сплавов. Суть моей работы неизменна – ювелирность и точность
каждого изделия. Молодому поколению мастеров я желаю действовать честно и
ответственно. Ювелирное искусство – это не только дизайн, но и мастерство,
которому нужно учиться. А постичь это можно только в работе, когда проводишь за
верстаком по 16-18 часов в день. Вдохновение – это еще не все, важна
работоспособность».
Никитин Эдуард Витальевич, лауреат многочисленных конкурсов и участник
крупных российских и зарубежных выставок, обладатель первого места в номинации
«Коллекция – творческий мир ювелира» в конкурсе Гохрана 2016 года, очень рано
начал свой творческий путь, став самым молодым членом Союза художников в 1989
году. Его увлечения – история, скульптура, археология, это видно в его
работах, отобранных для выставки совместно с комиссией экспертов Гохрана
России. Здесь представлены как новые работы автора, основанные на впечатлениях
от поездок на Восток и Запад, так и ранние, например колье «Водолей», где видны
объемные пластические решения скульптора.
«Как известно, дилетанты ни в чем не сомневаются, - сказал
Эдуард Никитин. - В работе у меня всегда есть сомнения. Для создания композиции
«Игры единорогов» мне понадобилось нарисовать 18 эскизов, прежде чем я увидел
их равноценность».
Дмитрия Владимировича Саморукова, победителя конкурса Гохрана в
огранке, А.В. Юрин представил как «мастера художественной огранки». К
юбилейной выставке в 2017 году автор подготовил композицию «50 лет Алмазному
фонду», собранную без клея из пяти камней – двух бесцветных топазов, граната,
голубого топаза и гелиодора массой 644,10 карат и макет бриллианта специально
разработанной одноименной огранки «50 лет Алмазному фонду». Алмаз, который
получит огранку, аналогичную представленной к экспонированию, будет иметь массу
50 карат.
«Хороший огранщик – это художник. Я «рисую» камень. В
большинстве случаев камни воспринимают как часть украшения. Однако они могут
являться самостоятельными работами современного ювелирного искусства, в которых
красота материалов объединилась с новаторством художника. В работах мастеров,
которые вы сегодня видите, есть истина – любовь. Потому что любовь – всегда
истина. Неважно к чему она направлена: к творчеству, природе. Я желаю всем,
чтобы пройдя через века, эти произведения смогли рассказать, что мы
чувствовали. Я желаю всем, кто изучает ювелирное искусство, оставаться собой.
Если ты не боишься трудностей и готов идти вперед, то это дорога – правильная,
приводящая к созданию чего-то нового, даже новой школы».
Ильгиз Фаритович Фазулзянов не первый раз выставляется в стенах
Московского Кремля, у него была выставка Гран-призера 2014 года в Алмазном
фонде с работами, которые участвовали в предыдущем конкурсе Гохрана России,
затем в музеях Московского Кремля прошла его огромная персональная выставка,
где все могли увидеть его произведения. Они хорошо известны всему ювелирному
сообществу.
В 1992 Ильгиз Фаритович открыл свою первую ювелирную мастерскую, основной задачей которой поставил возрождение национальных традиций поволжских татар. Уже в 2012 году компания Ilgiz F. была представлена в Париже, Женеве, Токио и Нью-Йорке. В его наградной коллекции несколько десятков дипломов и профессиональных премий, в числе которых Гран-При одной из ведущих мировых ювелирных выставок в Гонконге. Работы этого автора включены в официальные образовательные программы парижской школы ювелирного мастерства дома Van Cleef & Arpels и геммологического института GIA.
«Действительно, я гощу у Вас второй раз в Алмазном фонде. Я ценю специалистов Гохрана как больших профессионалов. Мы отбирали вещи для участия в выставке вместе. Комиссия была строга. Прекрасная идея - собрать художников под одними сводами в Алмазном фонде. Для каждого художника важно, что их работы демонстрируются в музейных пространствах, а не только на профессиональных выставках. Создания произведения – это история переживания. В декабре в Москве мы открываем галерею современного ювелирного дела, где будем показывать и свои работы, и произведения других авторов. Музеи не могут каждый год проводить выставки ювелиров, а для нас очень важна общественная оценка деятельности. В России все существует, только нужно понять, кто это должен показывать».
В юбилейный для Алмазного фонда год, Гохран России совместно с Санкт-Петербургским монетным двором, специализирующимся на создании современных высокохудожественных медалей, разработал и изготовил серию памятных медалей «Ювелиры России». Они посвящены великим ювелирам XVIII-начала XX века Игнатию Сазикову, Павлу Овчинникову, Ивану Хлебникову, Карлу Эдуарду Болину, Михаилу Перхину и Петеру Карлу Фаберже. На лицевой стороне медалей - рельефные портреты великих русских ювелиров, на обороте - их знаменитые творения. Одна из медалей посвящена выдающимся ювелирам-реставраторам Экспериментальной лаборатории Гохрана, творческая активность которых пришлась на вторую половину XX века. Ими была проведена сложнейшая реставрация исторических ценностей Алмазного фонда и проведена работа по возрождению утраченных шедевров. Ювелиры, принявшие участие в выставке «Рукотворная связь времен», получили медали на память о праздничном событии в их творческой жизни.
Кандидат искусствоведения, главный эксперт-искусствовед Гохрана России, эксперт по культурным ценностям Росохранкультуры Вероника Юрьевна Волдаева обратилась к художникам и ювелирам с благодарностью за участие и пожеланием успехов в творческой деятельности.
«Ювелиры, чьи работы представлены на выставке, сформировались в последние десятилетия. И хотя в работах видно влияние русских и зарубежных стилей, традиций мира российских мастеров XVIII-XIX веков, за это время у них появился собственный неповторимый художественный язык» - отметила В.Ю. Волдаева.
Экспозиция «Рукотворная связь времен» будет доступна для
всех посетителей выставки «Алмазный фонд»
с 10 ноября 2017 года по 9 января 2018 года.