По вопросам связи с общественными организациями и средствами массовой информации обращаться по телефону:
+7 499 148–47–00
Факс: +7 499 148–73–60
E-mail: gokhran@gokhran.ru

Интервью и комментарии

Культурная миссия

Вероника Волдаева, Главный эксперт отдела аналитической аттестации, экспонирования ценностей Алмазного фонда и Госфонда России
1 декабря 2014 

“Ювелирный конкурс Гохрана” — это знак того, что наша организация стала приоткрывать свои двери”, — считает Вероника Волдаева, главный эксперт отдела аналитической аттестации, экспонирования ценностей Алмазного фонда и Госфонда России. Что вынудило закрытое госучреждение пойти на такие меры? Основанное в 1920 году декретом Наркома Государственное хранилище ценностей Наркомфина, или Гохран России, было создано с целью “централизации, хранения и учета всех принадлежащих РСФСР ценностей”. В 1960 году Гохран вошел в состав Министерства финансов СССР, а с 1996 года получил статус “Государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации”. За этими сложными формулировками многие годы скрывалась и работа сотрудников по формированию так называемого музея Гохрана. Один из таких специалистов — Вероника Волдаева, главный эксперт отдела аналитической аттестации, экспонирования ценностей Алмазного фонда и Госфонда России.

Вы не только работаете экспертом Гохрана, но и формируете коллекцию музея этого учреждения?

Вероника Волдаева: Я действительно работаю в Государственном хранилище ценностей уже более двадцати лет. Когда-то здесь просто хранились принадлежащие государству ценности, но два десятилетия назад было решено составить представление о том, какое они имеют культурное и историческое значение, и для этого на работу были приглашены несколько музейных работников, и я в их числе. Теперь в Гохране существует своя музейная экспозиция, многогранная и интересная, имеющая большую материальную ценность и историческое значение.

Практически полностью это собрание посвящено XIX и началу XX века, вплоть до 1917 года, но многопланово оно в том смысле, что включает в себя и минералогическую, и нумизматическую коллекцию, и коллекцию предметов медальерного искусства. Есть у нас и работы современных ювелиров, которые были выполнены мастерами ювелирной лаборатории Гохрана, большая их часть находится сегодня в экспозиции Алмазного фонда. Некоторые современные вещи покидали пределы нашего музея, демонстрировались по всему миру, и отклики на них были самые восторженные.

Сколько сегодня в этой коллекции предметов?

Вероника Волдаева: Коллекция у нас разноплановая, и экспозиция составлена профессионально, поскольку каждая витрина создана по всем правилам музейной науки, в ней не хватает лишь этикеток с атрибуцией, хотя это и не музей, а все же хранилище. Каждая витрина — определенный тематический раздел, у нас есть работы, посвященные искусству ампира, работы придворных ювелиров Москвы и Петербурга, есть витрина, посвященная неорококо, витрины с произведениями крупнейших русских ювелирных фирм — Сазикова, Хлебникова, Овчинникова, Былина, Фаберже и др. Из разрозненных предметов мы годами тщательно собирали такие тематические группы. Конечно, в то же самое время огромное количество предметов отправлялось в музеи — от Оружейной палаты до Эрмитажа, — в каталогах их выставок в графе “источник поступления” можно найти строку “Гохран России”.

Каковы источники поступления предметов в Гохран в прежние времена и какими путями коллекция пополняется сегодня?

Вероника Волдаева: Раньше экспонаты поступали из государственных скупочных предприятий, которые принимали ценности у населения. Безусловно, был и конфискат изделий, вещи также приходили с таможни, при попытке незаконного вывоза государственных ценностей за рубеж. Скажем, флакон-ароматник для духов в виде тыквы из нефрита работы фирмы Faberge поступил к нам как раз с таможни, при попытке вывоза. Сегодня реалии другие, но тем не менее к нам приходят какие-то вещи, уже, конечно, не так часто, но случается. Но теперь мы стараемся обрабатывать то, что хранится здесь и собрано за десятилетия.

Как часто при статусе закрытого госучреждения вы предоставляете предметы для выставок?

Вероника Волдаева: В 2000 году у нас была очень большая выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина, юбилейная выставка Госфонда, и ее даже продлили, настолько она была посещаема. Еще более ранний опыт — в 1997 году проходила выставка, посвященная 500-летию двуглавого орла, и мы приняли в ней участие, поскольку у нас немало предметов, имеющих государственную символику и декоративный знак поставщика двора Его Императорского Величества. В 2005-2006 годах у нас проходила выставка в Музее истории города Москвы, посвященная национальным сокровищам России, — там были представлены и драгоценные камни, и драгоценные металлы. Есть у нас и публикации — книга “Храним и множим” о нашей коллекции. Вот-вот выйдет монография, рассказывающая о фирме Сазикова, одной из крупнейших ювелирных компаний России, которая на полстолетия раньше, чем фирма Фаберже, в 1851 году, завоевала Гран-при, высшую награду на первой Всемирной выставке в Лондоне. Это первое научное исследование об этой фирме в России, и наряду с вещами из Эрмитажа, Петергофа, Оружейной палаты в него вошли и экспонаты из нашего собрания.

Какие объекты вы хотели бы вернуть в страну, в коллекцию Оружейной палаты или Гохрана?

Вероника Волдаева: Один такой предмет есть. В конце 1920-х — начале 30-х годов из российской публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге было украдено Остромирово евангелие XI века, одна из первых рукописных книг в государстве Российском. Так вот оно было в серебряном окладе, выполненном мастерами фирмы Сазикова в 1852 году. Само евангелие было брошено ворами, найдено, отреставрировано и бережно хранится в той же библиотеке. Оклад же, возможно, жив, в одном из немецких журналов много лет назад видели его изображение, но след был утерян. Я надеюсь, что однажды оно может появиться на аукционах и благодаря нашим меценатам памятник вернется на родину.

Расскажите о ювелирных мастерских Гохрана, чем именно они заняты и какова их функция?

Вероника Волдаева: Более сорока лет назад была создана ювелирная лаборатория Гохрана, вначале с целью реставрации старинных предметов, затем ювелиры стали сами создавать те или иные декоративные предметы и драгоценности. Это была государственная программа по воссозданию предметов, утраченных из собрания Алмазного фонда. К ним можно отнести такие крупные произведения, как диадемы “Русская красавица” и “Русское поле” — это некогда реально существовавшие вещи, которые исчезли бесследно и были восстановлены нашими уникальными специалистами. Многие из наших сотрудников — потомственные ювелиры, не случайные люди. Так, у возглавлявшего лабораторию Владимира Ситникова еще прадед имел свое ювелирное клеймо.

В настоящее время под эгидой Гохрана проходит конкурс ювелирного искусства “Россия. XXI век” — с какой именно целью он был задуман?

Вероника Волдаева: Здесь перед нами стоит многоцелевая задача. Безусловно, важно найти интересных художников и ювелиров, создающих неповторимые авторские работы. В то же время у нас есть номинация “Оригинальность” среди предметов массового производства, потому что нам и авторитетному жюри хотелось бы, чтобы какие-то оригинальные идеи были реализованы и дошли до широкой публики.

Чего вы ждете от конкурса?

Вероника Волдаева: Мы ждем встречи с уникальными мастерами, возможно, кто-то из участников конкурса будет приглашен для работы в Гохране или создания произведения искусства с использованием хранящихся у нас драгоценных камней. Подобный конкурс — это еще и знак того, что наша организация стала приоткрывать свои двери и все больше привлекать внимание к российскому ювелирному и декоративно-прикладному искусству.

 

Приложение к газете «Ведомости» #2 (135) Март 2014

 

Список интервью

Интервью по данной теме

Андрей Юрин

Что имеем - сохраним

Вероника Волдаева

Культурная миссия