По вопросам связи с общественными организациями и средствами массовой информации обращаться по телефону:
+7 499 148–47–00
Факс: +7 499 148–73–60
E-mail: gokhran@gokhran.ru

Афиша мероприятий

"Надо понять камень, суметь показать его суть, и тогда он откроет людям свою необыкновенную красоту". Василий Коноваленко

Гохран России/ 07 августа 2023

Василий Коноваленко родился в 1929 году в селе Петровка Запорожской области, детство его прошло в шахтерском Донецке. Специальное художественное образование получил в Донецком архитектурно-художественном училище на скульптурном отделении.

В 1950-е годы вступает в Союз художников СССР и проходит по конкурсу в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский) на должность художника-декоратора. Дальнейшая творческая биография художника неразрывно связана с работой во многих театрах страны в качестве художника-постановщика оперных и балетных спектаклей.

В 1951 году, работая над оформлением балета «Каменный цветок»,
Коноваленко заинтересовался строением, формой и рисунком минералов.

Его творческие искания с этого времени были направлены на создание произведений из самоцветов. Упорно работая и совершенствуя свой метод обработки твердых минералов, он добился высокого мастерства и успешно претворил в жизнь свои творческие замыслы. Василий Коноваленко практически в одиночку возродил технологию создания полихромных скульптур из твердых цветных камней, которыми некогда славились российские мастера.

В 1973 году в Государственном Русском музее в Ленинграде открылась выставка произведений Василия Васильевича Коноваленко, явившаяся результатом двадцатилетнего неустанного труда.

Специалисты отмечали тщательный подбор камня, точность соединения отдельных деталей, безукоризненную сложность объёмной обработки и высокое качество полировки криволинейных поверхностей. Произведения Василия Васильевича получили и высокую оценку специалистов Гохрана при Министерстве финансов СССР. В конце 1970-х годов для Госфонда были приобретены две скульптуры – «Бражники» и «Ликбез».  Впоследствии скульптуры экспонировались на выставке «Сокровища Государственного фонда России» в Японии, где, наряду с работами Коноваленко, посетители любовались произведениями, принадлежавшими членам царской семье – шедеврами прославленных российских придворных фирм Карла Фаберже, Игнатия Сазикова, Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова.

В 1981 году Василий Коноваленко переехал в США, где получил признание, имел и персональные выставки, и многочисленных почитателей таланта. Его произведения хранятся в музеях и частных собраниях Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и в крупнейшем в США Музее природы и науки Денвера (штат Колорадо), где в специально созданной в 1984 году экспозиции представлены двадцать произведений мастера, составляющих гордость музея.

В 1989 году Коноваленко начал переговоры о выставке в России и о возвращении на родину для создания школы камнерезного искусства. Но этому не суждено было сбыться, в январе 1989 года мастера не стало.

Василий Коноваленко в советское время был единственным художником-прикладником, удостоившимся в 1973 году персональной экспозиции в одном из ведущих музеев страны. В 2016 году в одностолпной палате Патриаршего дворца в Московском Кремле прошла выставка «Скульптор Василий Коноваленко. Во власти камня».  Посетители впервые смогли увидеть вместе около 100 произведений мастера, включая скульптуры, рисунки и театральные эскизы, хранящиеся в музее «Самоцветы» в Москве, в Гохране России, в музеях Вашингтона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Вены, Денвера, а также в собрании семьи художника в Вене и частных коллекциях по всему миру.

Работы Василия Коноваленко, как национальное достояние, хранятся в собрании Гохрана России, а в 2017 году оно пополнилось одним из произведений драгоценной декоративной утвари – прибором для крюшона. Компания «Транснефть» передала его в дар Гохрану России в честь 50-летия выставки «Алмазный фонд». Все предметы прибора украшены сюжетными изображениями камнерезных работ, над которыми автор трудился на протяжении всей своей жизни. Ковш и чарки, собранные в уникальную авторскую композицию, сочетают в себе не только развитие традиций эмалевого искусства прошлых столетий, но и предстают перед зрителем как архив художественной памяти творческой деятельности мастера.

Камнерезная работа «Бражники»
В.В. Коноваленко
Ленинград, 1965.
Сапфиры, жемчуг, нефрит, яшма, халцедон, сердолик, лазурит, кремень, агат, кварц, белореченский кварцит,
кахолонг, окаменелое дерево, обсидиан, пурпурин, золото, серебро, недрагоценный металл;
Резьба по камню, волочение, выпиловка, монтировка
16,5 х 19,5 см
Коллекция Гохрана России

Камнерезная работа «Ликбез»
В.В. Коноваленко
Ленинград, 1960-е гг.
Жемчуг природный, яшма, змеевик, нефрит, халцедон, сердолик, порфирит, кахолонг, кварц, обсидиан, чароит,
родусит, офиокальцит, оникс, гранит, скарн, окаменелое дерево, кремень, пурпурин, недрагоценный металл;
Резьба по камню, флорентийская мозаика, волочение, монтировка
29 х 34,5 х 26 см
Коллекция Гохрана России

Фрагмент камнерезной работы «Ликбез»
В.В. Коноваленко
Ленинград, 1960-е гг.
Жемчуг природный, яшма, змеевик, нефрит, халцедон, сердолик, порфирит, кахолонг, кварц, обсидиан, чароит,
родусит, офиокальцит, оникс, гранит, скарн, окаменелое дерево, кремень, пурпурин, недрагоценный металл;
Резьба по камню, флорентийская мозаика, волочение, монтировка
29 х 34,5 х 26 см
Коллекция Гохрана России

Прибор для крюшона
В.В. Коноваленко
Нью-Йорк, 1985
Серебро, лазурит, кабошоны;
Эмаль по скани, живопись по эмали, золочение, токарно-давильные работы, чеканка, резьба по камню, монтировка
Чаша 64 х 28 х 36 см;
плато 85 х 64 х 12 см
Коллекция Гохрана России

Анна Коноваленко, вдова скульптора Василия Коноваленко, рядом с витриной
с камнерезными работами скульптора «Бражники» и «Ликбез» в музее Гохрана России,
 Москва, 2016 год