По вопросам связи с общественными организациями и средствами массовой информации обращаться по телефону:
+7 499 148–47–00
Факс: +7 499 148–73–60
E-mail: gokhran@gokhran.ru

Афиша мероприятий

Связь времён. Взгляд изнутри

Гохран России/ 08 июля 2022

Экскурсоводы выставки Гохрана России «Рукотворная связь времён. Искусство ювелиров России» поделились своими впечатлениями о работе на выставке.

Ольга Ильина: Экскурсоводы отметили для себя большое преимущество во взаимодействии с мастерами. Работая на постоянно действующей экспозиции Гохрана, выставке «Алмазный фонд» в Московском Кремле, сотрудники рассказывают лишь о талантах прошлого – мастерах XVIII, XIX и XX веков, не зная, о чём думали авторы, создавая тот или иной шедевр. Здесь же – прекрасная возможность приоткрыть завесу тайны самого процесса творения, углубить свои знания в профессиональном плане, непосредственно контактируя с творцом. В рамках экскурсии в «Алмазном фонде» гости нередко спрашивают о том, что же делают ювелиры в наше время. Эта выставка была счастливым шансом для тех, кто живо интересуется искусством и стремится познавать новое. Экскурсоводы могли направить заинтересованных в Исторический музей на выставку Гохрана для того, чтобы те удовлетворили свой неподдельный интерес. Об этом говорят многочисленные, и, стоит добавить, восторженные отклики гостей в книге отзывов. 

Александра Юрченко: Проект Гохрана России получился ярким, живым, богатым на впечатления и эмоции. Здесь спорили в поисках истины, смеялись, разгадывая остроумные загадки мастеров, воплощённые в произведениях, плакали от чувства гордости за отечество, которое взращивает блестящие таланты, достойных продолжателей дела великих мастеров прошлого.

 Гости выставки неоднократно отмечали, какое счастье – иметь возможность погрузиться в этот удивительный, красивый и разнообразный мир искусства и высокого мастерства. Это способ забыть хоть на несколько часов о повседневных заботах и проблемах. Выставка «Рукотворная связь времён» оказалась не только островком морального и эмоционального отдохновения, интеллектуального обогащения, но и местом познания себя, поиска вдохновения, новых идей, знаний, открытий, мотивации. Профессионалов и любителей, мастеров и их ценителей, взрослых и детей – никого выставка не отпускала от себя равнодушным.

Александра Сосименко: Многие посетители приходили на выставку много раз, объясняя это тем, что хочется насладиться каждой работой. И действительно, каждое произведение притягивало к себе внимание, и хотелось разглядывать его мельчайшие подробности, сложные техники и любоваться разнообразием цветов камней и эмали.

Экспозиция выставки была организована таким образом, что зрители буквально путешествовали по разным эпохам и странам. То они оказывались в мире «Хозяйки Медной горы» и уральских самоцветов, то в XIX веке на фирме Карла Фаберже, а то и вовсе устремлялись в будущее, любуясь ювелирными изделиями из титана, голограммами, авторским холодным оружием.

Валерия Романова: Центральную часть экспозиции заняли работы участников и победителей ювелирного конкурса Гохрана «Россия. XXI век»: разнообразие номинаций, техник, сюжетов, материалов неизменно поражали гостей выставки.

Начиная знакомство с экспонатами, посетители часто задерживались у часов «Похититель времени» Ювелирного дома «Александр Рудник». Они с интересом наблюдали за волшебством театрально-часового представления: как главный герой композиции «забирает» в свой серебряный сундучок минуты. Традиционно каждый час здесь собирались целые группы, чтобы суметь запечатлеть в памяти телефонов этот «исторический» момент. Удивительно, но посетители, которые успевали увидеть часовое волшебство, продолжали осмотр выставки с сияющей искренней улыбкой!

Ольга Ильина: Немаловажно, что главная тема выставки – рукотворная связь времён, – прослеживалась в работах многих ювелиров. Посетители имели уникальную возможность убедиться в этой связи, ознакомившись с работами мастеров ушедших эпох из фондов Гохрана России, представленных в исторической части экспозиции, которая, безусловно, находилась в центре внимания.

Отдельной связующей является национальная тема в работах современных авторов. Нагрудные украшения «Вечность» и «Азарт» Даши Намдакова демонстрировали современную интерпретацию автором шаманских традиций Бурятии.

Валерия Романова: Поразили посетителей прообразы современных солнцезащитных очков от якутской мастерицы Варвары Соловьёвой – «очки снеговые». Это произведение из набора утилитарных предметов «KYLYM» вызывало немало догадок о его назначении, многие искали внутри стёкла и пытались найти место раскрытия очков. Каково же было удивление гостей, когда они узнавали, что этот предмет до сих пор используется в северных районах Якутии. Подобные очки защищают глаза от любых природных повреждений и помогают тренировать зрачок для коррекции зрения.

Ольга Ильина: В кольце «Инверсия» Виктории Синельниковой и Вероники Мухи запечатлены панорама современной Москвы, исполненная в технике традиционной федоскинской лаковой миниатюры, и утраченный памятник русского каменного строительства – Семиверхая (Алексеевская) башня Белого города Москвы. Этот экспонат помогал экскурсоводам познакомить гостей столицы не только с ювелирным искусством, но и с историей Москвы.

Александра Сосименко: На вопрос «из чего создано кольцо» каждый предлагал свою версию «материала», но, когда гости узнавали из чего панорама на самом деле сделана, их восторг был нескрываем.

Александра Юрченко: Шедевры мастеров художественной огранки поражали гостей до глубины души. Янтарь в талантливых руках Дмитрия Саморукова засверкал и заиграл, как драгоценный или ювелирный камень. Часто любители и ценители янтаря путали его с цитрином или топазом.

Валерия Романова: Притягивала взгляд яркая и многозначная композиция «Час. Капля вечности» из фиолетового фианита, выполненная Виктором Тузлуковым. Когда же сам мастер общался со зрителями, ещё большим удивлением стала скромность и учтивость эксперта художественной огранки, признанного во всём мире.

Особой частью некоторых экскурсий на выставке стала возможность «почувствовать» материал в витрине – порой это было сделать очень сложно! Например, серьги «Танец» Натальи и Татьяны Тарасовых вызывали немало догадок о происхождении материала – кость, металл, дерево, пластик, даже гриб!

Александра Сосименко: Каждый находил в экспозиции что-то «по душе». Особенно запомнились маленькие посетители, которые не только не скучали на выставке, но и активно участвовали в процессе «изучения» шедевров. Так, ученицы 4 класса Катя и Даша, вооружившись цветными карандашами, делали эскизы с работ мастеров и пообещали стать в будущем ювелирами, чтобы участвовать в подобных выставках. А одна из юных посетительниц выставки, которая пришла с мамой, познакомившись с ювелирным искусством, решила поступать в профильный колледж и спрашивала подробно про образование в этой сфере. Юный Саша задавал очень много вопросов относительно авторского холодного оружия, сообщив, что его увлекает мир фантастики.

Валерия Романова: В сказочном мире камнерезного искусства, среди знакомых персонажей, дети чувствовали себя особенно свободно. Наши юные гости обожали Бабу Ягу, сами сочиняли и рассказывали о ней сказки; очень любили бегемотика из сердолика (футляр для печати, выполненный мастерами фирмы Фаберже, из исторической коллекции Гохрана).

Проект получился очень семейным. Многие авторы приходили со своими детьми. Сын Дмитрия Котляревского, увидев в витрине его работу, кольцо "Волшебный мир", спросил папу "А ты всё тут сделал?".

 Книга отзывов навсегда сохранит в себе и детские рисунки, и трогательные слова, "кому что больше понравилось", написанные ещё не окрепшей рукой. Для малышей у нас всегда были карандаши, бумага для творчества, распечатанные раскраски. Пока родители наслаждались осмотром экспозиции, маленькие художники вносили свой вклад в жизнь выставки, из чего сложилась целая коллекция чудесных детских работ.

Александра Юрченко: Ученики 9 и 10 классов школы города Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа посетили выставку с особой целью: они получили задание от педагога – выбрать понравившийся шедевр на экспозиции, внимательно изучить и составить его научное описание. С неподдельным интересом и рвением молодые специалисты взялись за дело, в чём им активно помогали экскурсоводы.

Выставка в очередной раз показала, насколько велика роль искусства в жизни человека. Произведения, сделанные не просто мастерски и талантливо, но с душой и особым смыслом, могут повлиять на его настроение и даже жизнь, вдохновить на судьбоносные решения: например, решение сделать предложение руки и сердца своей любимой. Шкатулка для обручального кольца «Суктэр кыыс», проникновенное, глубоко национальное произведение, выполненное талантливой девушкой из Якутии Ньургуйааной Пермяковой, подвигло одного из посетителей на этот трогательный поступок.

Органично вписался в современные реалии макет уличных часов «QR-Clock» ювелира Рустама Юнисова. Призёр в номинации «Отражение сегодняшнего времени в произведениях ювелирного искусства» тонко уловил актуальность, злободневность темы. Так совпало, что за пять месяцев работы выставки QR-код, этот уже привычный атрибут современности, успел показать себя не только как удобный способ передачи информации с помощью символов, но и как непреклонный страж на поприще общественного здоровья. В связи с этим интересно было наблюдать за сменой настроения гостей экспозиции в отношении как QR-кода, так и самой работы.

Ольга Ильина: Одной из самых ярких частей выставки стал раздел, посвящённый камнерезному искусству.

Многих посетителей, побывавших на выставке, не оставило равнодушным мастерство камнерезов из Башкортостана, продолжающих традиции флорентийской мозаики. 

Александра Юрченко: Центром особого притяжения явилось панно, выполненное мастерами творческого предприятия «Артель» по знаменитому полотну живописца XVI века Питера Брейгеля Старшего «Фламандские пословицы». Зрители, не веря своим глазам, искали на поверхности «каменной картины» стыки между отдельными элементами – доказательства того, что это не живопись. А также с большим удовольствием, сами или с помощью экскурсоводов, отгадывали пословицы и поговорки, зашифрованные автором остроумно и с юмором. Спустя столько веков данный сюжет не утратил своей актуальности. В этом «уголке» экспозиционного зала подолгу не умолкали смех и шутки посетителей.

Ольга Ильина: Восторг вызывали работы уральских мастеров-камнерезов из коллекции Фонда семьи Шмотьевых – исторические персонажи и сказочные герои, запечатлённые в камне. Знакомые всем с детства Кощей Бессмертный и Баба Яга надолго заставляли останавливаться возле себя людей всех возрастов, завораживая деталями, исполненными авторами из разных самоцветов. Открытием для многих стал талант Сергея Честюнина, поддерживаемого Фондом братьев Арциновичей из Санкт-Петербурга. Его потрясающие животные из цикла Восточного календаря из нефрита разных оттенков (зелёного, медового, чёрного) будто просились на руки – настолько тактильным казался материал. Дивные птички «Амадины» Алексея Зефирова, как живые, но застывшие в моховом агате, затрагивали самые нежные струны души у гостей. Они оживляли различные воспоминания и напоминали о самом прекрасном чувстве – любви.

Среди талантливейших работ оружейного искусства особый трепет пробуждала работа Мусы Альмова «Инстинкт». В основе сюжета лежит история дедушки, рассказанная автору ещё в детстве.

Валерия Романова: Удивительная энергия мастера завлекала гостей, едва Муса начинал свой рассказ о ходе работы.

Ольга Ильина: Замысловатые предметы из набора «Белый гедонист» (нож в ножнах, вилка и шампур) Геннадия Копылова – это буквально «швейцарский набор охотника». Они вызывали множество вопросов, отвечая на которые, экскурсоводы наверняка будили первобытные инстинкты у посетителей.       

Валерия Романова: В разделе оружейного искусства одним из самых интересных экспонатов стал меч «Хранитель», ведь создала его девушка-оружейница Надежда Жукова! Когда мастер общалась с гостями выставки, посетители были поражены тому, как в ней сочетаются женственность и нелёгкое занятие кузнечным делом.

Ольга Ильина: Ультрареалистичные полноцветные голограммы, представленные на выставке, для многих оказались откровением. Однако, даже узнав полную историю создания этих поистине технологических шедевров, гостям всё равно не удавалось до конца поверить в то, что прогресс уже достиг подобных высот.

Валерия Романова: Один из посетителей подошёл к экскурсоводу и воскликнул: «Это не могут быть голограммы, посмотрите, я вижу настоящий колокольчик! Не верю своим глазам! Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как они создаются!». Так посетители узнавали об уникальной разработке Гохрана России и петербургского Национального исследовательского института ИТМО.

Многие гости выставки «Рукотворная связь времён» выражали свою благодарность Гохрану России за возможность личного общения с авторами, координатором выставки С.А. Карчевской и экскурсоводами выставки «Алмазный фонд», за шанс стать участниками образовательной программы и более глубоко погрузиться в мир ювелирного, оружейного, камнерезного искусства. Непрестанный интерес посетителей послужил убедительной причиной продления выставки и, как свидетельствует книга отзывов, многие посетители желают «продолжения работы в этом направлении и поиске новых талантливых ювелиров и мастеров России».