По вопросам связи с общественными организациями и средствами массовой информации обращаться по телефону:
+7 499 148–47–00
Факс: +7 499 148–73–60
E-mail: gokhran@gokhran.ru

Афиша мероприятий

Научно-практическая конференция и открытие выставки «Национальные сокровища России», посвященные 50-летию выставки «Алмазный фонд» в Государственном историческом музее

Гохран России/ 15 ноября 2017

Гохран России совместно с Государственным историческим музеем открыл выставку «Национальные сокровища России. 50-летию выставки «Алмазный фонд» посвящается», на которой представлены исторические материалы, рассказывающие об истории сложения коллекции Алмазного фонда на протяжении нескольких веков, и работы крупнейших придворных ювелиров России того времени, сделанные по распоряжению Кабинета Его Императорского Величества и принадлежавшие представителям дома Романовых. Рассказывая об истории создания выставки «Алмазный фонд», открытой в 1967 году, представлены фотографии, исторические предметы, архивные документы.

В первом разделе представлены редкие архивные документы. Впервые широкой общественности дана возможность ознакомиться со сметой на изготовление коронационных регалий придворного ювелира К.Э.Болина, материалами о создании самой выставки «Алмазный фонд», а также о работе коллектива реставраторов экспериментальной лаборатории Гохрана России, которая много сделала для того, чтобы предметы собрания Алмазного фонда могли предстать перед зрителями.

Второй раздел выставки является своеобразным «продолжением» коллекции выставки «Алмазный фонд». Каждую тематическую группу представляют предметы обихода русской императорской семьи, а также те изделия, которые были частью Кабинета Его Императорского Величества. Государственный исторический музей – крупнейший музей национальной истории, отмечающий 145-летие со дня своего основания, поддержал выставку уникальными предметами ювелирного искусства из собственного собрания, тематически созвучными выставке Госфонда России.

По словам директора Государственного исторического музея А.К.Левыкина, «Алмазный фонд – это вершина ценностного и ювелирного богатства страны. Внимание посетителя сконцентрировано, потому что каждый экспонат выставки представляет собой олицетворение истории и потрясающее мастерство ювелиров прошлых столетий, которые работали не просто для «сильных мира сего», а на заказчика, выше которого не было».

В центре экспозиции размещены копии государственных регалий Российской империи, скипетр и держава, созданные экспериментальной лабораторией Гохрана России в 1999 году.

Выставка разместилась в «Кабинете Председателя музея», находящемся в уникальном комплексе Парадных сеней, и будет доступна всем посетителям Государственного исторического музея с 16 ноября 2017 года по 15 января 2018 года. В первые дни работы выставки ее посетителями стали более 2000 человек.

Первыми посетителями выставки стали участники и гости научно-практической конференции, организованной Гохраном России в рамках мероприятий, посвященных 50-летию выставки «Алмазный фонд», в Государственном историческом музее 15 ноября 2017 года.

Открывая конференцию, руководитель Гохрана России Андрей Владимирович Юрин обратился со словами благодарности всем заинтересованным специалистам, принявшим участие в работе конференции и открытии выставки. «Мы понимали, что юбилей 50 лет в жизни организации, а тем более такой публичной, как выставка «Алмазный фонд», нельзя оставить без внимания. И мы посчитали правильным пригласить не только наших друзей и гостей, но и зарубежных коллег. Мы благодарны всем, кто откликнулся на наше приглашение не только посетить выставку, но и послушать выступления друг друга об истории сложения мировых коллекций, частью которых является выставка «Алмазный фонд». Не зная истории, нельзя двигаться вперед и решать проблемы сегодняшнего дня. Как показывает история, в прошлом они были похожими и находили свое решение.

Предметы, которые вы сегодня окружаете своей заботой и вниманием, были свидетелями исторических событий мировой истории. Словосочетание «Алмазный фонд», к которому мы все привыкли, является только частью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации», – отметил А.В.Юрин.

Заместитель генерального директора Государственного исторического музея по научной и фондовой работе, главный хранитель музея М.В.Чистякова также приняла участие в открытии конференции и в своём выступлении отметила, что представителям музея приятно принимать выставку в своих стенах.

Представитель выставки, Л.Д.Капилина, работающая экскурсоводом в «Алмазном фонде» с основания выставки в 1967 году, а ныне – руководящая ее экскурсионной деятельностью, рассказала об основных разделах собрания выставки «Алмазного фонда».

Участники услышали рассказ о коронационных регалиях, ювелирных изделиях середины XVIII века, второй половины XVIII века, первой трети XIX века, семи исторических камнях, уникальных коллекциях алмазов и самородков золота и платины, работ экспериментальной лаборатории Гохрана России.

Научный сотрудник-исследователь Государственного Эрмитажа О.Г.Костюк рассказала об основных этапах формирования коллекции музея, обладающего одним из крупнейших собраний искусства. Коллекция драгоценностей имеет в нем свой особый статус. На протяжении столетий она формировалась как императорская и в нее попадали только редчайшие образцы ювелирного искусства. Формирование коллекции связано с именем Петра I и зарождением новой русской столицы. По воле Петра стране предстояло за несколько лет пройти путь развития, который в Европе занимал столетия.

«Реформы касались практически всех областей жизни, в том числе культуры и искусства. Ориентация двора на русский художественный вкус и успехи России на военной и дипломатической аренах расширили связи с европейскими государствами. В силу новых исторических задач и личных вкусах Петра в Петербург начинают поступать первые предметы искусства, и, конечно, драгоценности», - отметила О.Г. Костюк.

Новый Петербургский двор должен был соответствовать новым государственным задачам. В 1714 году в связи с переездом всех официальных служб из Москвы в Петербург Петр I перевозит сюда и часть Оружейной палаты, которая с 16 столетия представляла собой хранилище предметов прикладного искусства, казны, церковной утвари, посольских подарков.

С приходом к власти Екатерины II наступает новый этап коллекционирования драгоценностей. Их собирательство, помимо естественной декоративной функции, обретает новый статус – демонстрацию социального престижа. В 1764 году парадная опочивальня Екатерины была преобразована в Алмазный покой.

«Юбилей выставки совсем небольшой, по сравнению с историей самой коллекции. Изделия демонстрировались, в основном, когда столица была в Санкт-Петербурге и они находились там же. Но затем наступает очень сложный этап в жизни этой коллекции, когда в 1914 году по высочайшему решению коллекция эвакуируется из Петербурга в Москву, потому что началась Первая Мировая война. Санкт-Петербург оказался достаточно близко к прифронтовой полосе. Нужно было думать о том, как сохранить коллекцию. Поэтому она перевозится в Кремль. Дальше наступает самое удивительное, на мой взгляд, в жизни этой коллекции: как, находясь в Кремле, она пережила бурные февральские революционные и октябрьские события 1917 года, обстрел Кремля и по существу отсутствие сильной власти в Москве и Санкт-Петербурге. Те хранители, которые обеспечивали сохранность коллекции, смогли уберечь коллекцию от утрат. Они это сделали. И я с преклонением прочитал работу научного сотрудника Музеев Московского Кремля, Татьяны Алексеевной Тутовой, которая посвятила свою работу тревожным годам в жизни коллекции. Я предоставляю слово Татьяне Алексеевне», - пригласил А.В.Юрин следующего выступающего.

«Я, как представитель Оружейной палаты, не могу не отметить нашу связь. Ведь именно здесь были сохранены сокровища российских монархов в самые опасные моменты революции, - отметила в начале своего выступления Т.А.Тутова. - К началу октябрьской революции сложилась уникальная ситуация, когда практически все дворцовые ценности императорской фамилии, находившиеся в разных концах российской империи, были собраны в одном месте, в Московском Кремле.

На это время до января 1917 года комиссия Д.Д.Дувакина стала единственной распорядительной властью, на нее пала вся ответственность по доставке сюда и сохранению достояния России. Когда наступил 1922 год и вопрос правообладания сокровищами стал политически важным, его поручили решить Председателю Троцкому, наделив его особыми полномочиями ЦИК и Совнаркома. Представители Оружейной палаты при передаче сокровищ в Гохран заявили и записали во всех передаточных документах, что «эти предметы величайшего исторического интереса, а именно: корона, скипетр, держава, цепь, знак и звезда ордена св. ап. Андрея Первозванного, драгоценные камни исключительной красоты и редкости и ряд вещей высокого художественного мастерства 18 века, должны быть сохранены в государственном русском достоянии, описаны, изданы и всенародно выставлены для всеобщего обозрения и изучения».

«Нужно было иметь высокое гражданское мужество и осознание огромной ответственности перед потомками, чтобы так отстаивать свою позицию в сохранении этих памятников», - отметила Т.А.Тутова.

«Это был, действительно, самый драматичный период в истории коллекции. Спасибо за ту работу, которую Вы сделали», - поблагодарил за выступление А.В.Юрин.

Хранитель знаменитой коллекции драгоценностей в Дрездене, «Зеленых сводов», Ульрике Вейнхольд, присутствовавшая на конференции, в своем выступлении сказала:

«Дамы и господа! Для меня большая честь выступать вместо нашего руководителя музея. К сожалению, он не смог присутствовать на торжествах, но попросил передать самые теплые пожелания и приветствия. Для представителя музея «Зеленые своды» - большая честь в этот особенный день присутствовать в Москве. Выставка «Алмазный фонд»  представляет своим посетителям уникальную коллекцию алмазов, бриллиантов, драгоценных камней, самородков и слитков различных драгоценных металлов. Музей «Зеленые своды» тесно связан с Алмазным фондом и Государственной сокровищницей Российской Федерации – Гохраном. Вторая мировая война нанесла ущерб зданию музея, но не собранию. Ночью 13 февраля 1945 года, здание, в котором располагалось хранилище «Зеленые своды» подверглось бомбардировке союзников. Некоторые залы пострадали или были разрушены, в том числе те, в которых хранились произведения ювелирного искусства. Однако эти шедевры «выжили», потому что они были перевезены в СССР. Может быть тогда, сокровища Августа Сильного и российских царей встретились», – предположила Ульрике Вейнхольд.

За несколько лет до этого происшествия, драгоценности высокого художественного уровня удалось перевезти в Москву. Они были атрибутированы и бережно сохранены в Гохране России. Затем, по решению советского правительства, они были возвращены в Германию в 1958 году. Именно это помогло спасти коллекцию от утрат. В архивах Гохрана России сохранены уникальные фотографии, запечатлевающие процедуру приема ценностей и их возвращения.

«Мы благодарны российскому народу за это решение, - отметила г-жа Венхольд. - Зал ювелирных произведений был восстановлен и вновь открыт для публики в 2006 году. В дрезденской коллекции нет корон, однако, есть коллекция уникальных украшений, которые как и в «Алмазном фонде» являются знаками величия, рассказывающие об императорских династиях, которые носили эти предметы. Среди сокровищ «Зеленых сводов» есть артефакты, которые показывают связь между нашей коллекцией и историей России. В их числе, синий сапфир весом 548 карат, который Петр Великий подарил своему другу и будущему союзнику в Северной войне, когда они вновь встретились в 1698 году; портретная миниатюра Великого Царя. Также есть цепь Андрея Первозванного, которую Императрица Анна Иоанновна вручила Августу III, сыну Августа Сильного, в знак политического союза. Это свидетельства нашей общей истории. Огромное впечатление на посетителей оказывает выдающаяся работа 16 века - золотой ковш Ивана Грозного, весящий больше килограмма. До сих пор неизвестно каким образом он оказался в саксонской сокровищнице».

Гости из Соединенного Королевства Великобритании, среди которых Руководитель Департамента информационного обеспечения фонда королевских коллекций, Лейтенант королевского Викторианского ордена (LVO) Стивен Паттерсон, рассказали об истории создания собрания Британской короны, ее основных атрибутах, церемониальных предназначениях отдельных предметов, коллекциях и особенностях хранения регалий с 1303 года в старейшей крепости Англии - Тауэре, протоколе действующих коронационных торжеств.

Свое выступление британские специалисты начали со слов благодарности за приглашение в участии торжеств, посвященных выставке «Алмазный фонд». Гости вспомнили о серьезном шаге во взаимоотношениях Великобритании и СССР в том же, 1967 году, когда Ее Величество Елизавета II принимала в Букингемском дворце Председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина.

О королевской коллекции Дании рассказал директор Музея «Розенборг» Кристиан Селмер. Розенборг сохранился в своем первозданном виде с первой четверти 17 века. По словам директора музея, Российский царь Петр I также посещал датскую сокровищницу в 1716 году. С 1838 года в замке Розенборг работает музей, который освещает 250-летнюю историю королевской династии Ольденбургов с Кристиана IV до Фредерика VII. Главной достопримечательностью замка Розенборг является сокровищница, в которой хранят королевские драгоценности.

Управляющий Королевскими дворцами Швеции Штаффан Ларссон поблагодарил руководство Гохрана за приглашение в участии торжеств от имени Шведского королевского дворца. В ведении Королевской семьи находится 11 дворцов, 10 из которых открыты для посещений. Около 2 миллионов человек посещает их ежегодно. Штеффан Ларссон отметил, что коронные ценности Швеции размещены в сокровищнице Королевского дворца. «Коронные ценности являются государственной собственностью, но регалии являются символом Королевской власти и используются во время церемоний коронации, крещении, венчания и похорон членов Королевской семьи».

Доцент Университета Исфахана, исследователь Научной сокровищницы Ирана Саед Бонакдар Саед Масуд рассказал о сокровищах шаха Аббаса I Великого. Наиболее известные предметы из коллекции сокровищницы Ирана: Дарья-э-Нур – самый большой в мире розовый бриллиант, вес которого составляет 182 карата, «Солнечный трон» Фат-Али-шаха, украшенный драгоценными камнями, глобус работы второй половины XIX века, изготовленный из золота и драгоценных камней. Тут же находится и корона, в которой короновались оба шаха династии Пехлеви. Она изготовлена из золота и серебра и украшена 3 тыс. 380 бриллиантами общим весом 1 тыс. 144 карата и 368 уникальными жемчужинами. Во время правления Мохаммеда Резы Пехлеви контроль за сокровищницей был настолько строгий, что даже самому шаху требовалось получить от правительства специальное разрешение, чтобы вынести корону за пределы хранилища и воспользоваться ею для официальных церемоний. Сокровищница представляет собой уникальный фонд ценнейших драгоценностей мира, собранных персидскими правителями в течение многих столетий. Сегодня это не только музейная экспозиция, но и гарантийный фонд государственной казны, расположенной в старом здании Центрального Банка.

Представители международного музейного сообщества и российские научные сотрудники отметили важность проведенной конференции и должный профессионализм сотрудников Гохрана России, обеспечивающих деятельность по изучению и популяризации коллекции выставки «Алмазный фонд».